Автоматические централизованные системы смазки. Опыт применения, проблемы и перспективы использования на транспорте


После перехода экономики Российской Федерации на рыночные способы хозяйствования, такие вопросы, как эффективность, себестоимость, рентабельность, конкурентоспособность приобрели особую остроту и, надо признать, непосредственно связаны с выживанием, как отдельных предприятий, так и целых отраслей промышленности.

Кроме «структурной перестройки» экономики важнейшей задачей является техническая модернизация имеющегося на предприятиях оборудования и внедрение нового, более эффективного. Проведение этих работ предполагает увеличение производительности и срока службы оборудования, сокращение времени и затрат при техническом обслуживании (ТО), снижение влияния человеческого фактора.

Как показывает опыт, использование централизованных систем смазки (ЦСС) позволяет в значительной степени повысить эффективность оборудования и снизить эксплуатационные издержки. Простота в использовании, надежность и быстрая окупаемость — это те решающие факторы, которыми руководствуются при оснащении оборудования ЦСС. Наличие единого распределительного поста смазки, дозирующих насосов, компактных трубопроводов, подающих смазку к каждому конкретному узлу, исключает необходимость вмешательства персонала в процесс смазки, обеспечивает постоянное наличие оптимального количества смазочного материала в узлах трения, что является надежной гарантией безаварийной продолжительной эксплуатации механизма в целом.

К настоящему времени накоплен значительный опыт использования ЦСС в транспортной технике, металлообработке, горной технике и др. Сейчас это преимущественно автоматизированные централизованные системы смазки (АЦСС): легкие, компактные, надежные, с возможностью программирования для выбора режимов подачи смазки. Многолетнее сотрудничество российских предприятий и немецкой компании «LINCOLN», мирового лидера в производстве АЦСС, доказало эффективность применения АЦСС во многих отраслях промышленности.

Необходимо отметить, что серьезным сдерживающим фактором использования АЦСС является проблема обеспечения специальными смазочными материалами. Производители АЦСС рекомендуют использовать смазки, характеристики которых обеспечивают прокачиваемость по трубопроводам к узлам трения оборудования. Эта проблема особенно актуальна в странах с холодным климатом, в том числе и России. Для обеспечения нормальной работы АЦСС необходимо использование специальных смазочных материалов, одной из важнейших характеристик которых является (кроме рабочей температуры) температура прокачивания.

Кроме прокачиваемости изготовители АЦСС вводят ограничение на класс NLGI (число пенетрации, характеризующее «мягкость» смазки; чем выше класс NLGI, тем гуще смазка). Для смазок используемых в АЦСС показатель NLGI не должен превышать 2. Практика показывает, что эти рекомендации не всегда выполняются. Для обеспечения прокачиваемости смазки Литол 24 при отрицательных температурах в него добавляют моторное или гидравлическое масло, а нередко и дизельное топливо.
Такие «эксперименты» чаще всего приводят к негативным последствиям. Попадание механических примесей в смазку в процессе «эксперимента» приводит к выходу из строя не только АЦСС но и смазываемых узлов оборудования. Введение большого количества жидкости в смазку нарушает ее структуру и следовательно свойства (стабильность, температуру каплепадения, триботехнические смазочные характеристики и др.).

Важнейшей характеристикой смазочных материалов является смазочная способность, которая оценивается по нагрузке сваривания и критической нагрузке. Нагрузка сваривания — показатель, характеризующий свойство смазки предотвращать задир в условиях высоких контактных нагрузок. Критическая нагрузка — предельная нагрузка, при которой происходит разрушение масляной пленки и переход с жидкостного режима трения на полусухой и сухой.

Для современного промышленного оборудования, особенно дорогостоящего, разработаны специальные смазки, содержащие противозадирные присадки, улучшающие смазочные характеристики. При их обозначении обычно используют индекс ЕР (Extreme Pressure, т.е, для экстремальных давлений) или это подчеркивается в описании смазок. Их применение особенно эффективно в узлах и механизмах, испытывающих вибрацию и ударную нагрузку (движение тяжело нагруженного автомобиля по неровной дороги, напр. самосвал в карьере; работа виброгрохота, ковшового или роторного экскаватора и др.). Анализ характеристик смазок для АЦСС показал, что практически все они являются ЕР смазками. Смазки, представленные в Табл. 1 (кроме Литол 24) являются ЕР смазками. На Диаграмме для наглядности представлены значения нагрузки сваривания некоторых смазок. Из диаграммы видно, что ЕР смазки значительно превосходят по этому показателю Литол 24. Практически это выражается в 2-3 кратном увеличении ресурса узлов и механизмов при применении в них смазок ЕР класса.

Общие выводы и рекомендации

Использование автоматизированных централизованных систем смазки (АЦСС) в оборудовании обеспечивает следующие преимущества:
- Гарантированное и постоянное смазывание узлов трения
- Сокращение количества ТО и увеличение эксплуатационных интервалов
- Увеличение срока службы оборудования
- Значительное сокращение затрат на ремонт, запасные части, экономия смазочных материалов
- Защита окружающей среды.

Для эффективной работы АЦСС оборудования необходимо использование современных специализированных смазочных материалов ЕР класса.


« Назад

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера. В частности, для персонифицированной работы сайта мы обрабатываем IP-адрес региона вашего местоположения.
Согласен